Ласкаво просимо до мого блогу

Ласкаво просимо до мого блогу
Я повінчана з Тим, Кому служать ангели і Чия краса затьмарює сонце і місяць. (антифон OCV, 29) посвячення дів

вівторок, 15 жовтня 2013 р.

15 ОКТЯБРЯ.
Память святой Терезы Авильской, девы и Учителя Церкви.

Святая Тереза Авильская (28 марта 1515 - 4 октября 1582) - испанская монахиня-кармелитка, автор мистических сочинений. С детства в душе Терезы жила мысль о монашеском призвании.
В юности, несмотря на мысли о монастыре, Тереза не оставалась в стороне от светских увлечений, она сильно увлеклась рыцарскими романами и даже сама написала один. Её отец и слышать не хотел о монашестве — знатная, умная и красивая девушка, по его мнению и мнению общества, могла составить блестящую партию. Однако в возрасте 20 лет Тереза решилась на рискованный шаг — она тайно бежала из дома и поступила в кармелитский монастырь Благовещения. Отец Терезы в конце концов примирился с выбором дочери. В 1555–1562 Тереза Авильская испытала мистический опыт Богообщения (одно из её наиболее ярких мистических переживаний – момент, когда херувим пронзает ей сердце огненным копьём – запечатлён в скульптурной композиции Бернини «Экстаз Святой Терезы», 1645-52), в течение этих семи лет она постоянно видела справа от себя Иисуса Христа, беседующего с ней. Вот как описывала Тереза эпизод с копьем ангела:
"Слева подле себя я видела ангела в телесном облике. Такое со мной если и бывает, то очень редко. Хотя меня подчас и посещают видения ангелов, я всегда их вижу духовным видением, о котором я упоминала. Между тем Господь наш иногда желает, чтобы я видела ангела в телесном облике. Этот ангел не велик, а скорее мал и очень красив – его лицо пылает, словно он принадлежит к высшим ангелам, которые представляются нам огненными и называются у нас херувимами... В руке у него я вижу длинное золотое копье, на острие которого, кажется, блистает огонь. Этот ангел иногда является, чтобы вонзать свое копье мне в сердце, проникая им в самые мои внутренности. Когда он затем извлекает копье, мне кажется, что он извлекает вместе с ним и внутренности и оставляет меня пылать великой любовью к Богу. Боль при этом так велика, что я не могу сдерживать стоны, однако она столь сладостна, что я не могу желать, чтобы она покинула меня. Душа моя не удовлетворяется ничем, кроме Бога, и поэтому боль моя не телесна, а духовна, хотя тело тоже участвует в ней, и в значительной мере. Эти любовные ласки души и Бога так сладостны, что я молю Бога, чтобы Он по доброте Своей дал их испытать всем, кто думает, что я лгу."
Святая Тереза Авильская была первой женщиной-писательницей в Испании
- и первой женщиной-богословом, Учителем Церкви. Это не только трудно себе представить, в это трудно поверить. В социуме, изначально ориентированном на мужчин, - ведь только они могут быть священниками, исповедниками, духовниками, - женщина получила одно из самых почетных званий. В 50 лет Тереза начала писать книги и письма, по сей день определяющие духовность – отнюдь не только женскую – в Католической Церкви. Почему именно она? Возможно, потому, что так и не перестала быть женщиной – страстной и терпеливой, любящей и любимой.  Перу этой великой святой принадлежит автобиография  «Книга моей жизни» (La vida), где она описала свою жизнь, прежде всего внутреннюю, как бы рассказывая о путешествии в глубину своей души, «Книга оснований», в которой Тереза рассказывает о длительных путешествиях по испанским дорогам и обо всем, что с ней происходило во время основания различных монастырей, «Путь к совершенству» - толкование древнего устава Братства Кармеля, «Обители» (Las Moradas, в русском переводе - «Внутренний замок»).  Кроме этого,Терезой написаны несколько небольших нравоучительных сочинений, около сорока песен и тысячи духовных писем. Ее стихи в основном представляют собой вариации на темы народных песен. Монахини пели (и поныне поют) их за работой, а некоторые из этих стихов по сию пору звучат в Литургии Часов.
Труды святой Терезы имеют практический характер, а не теоретический. Они содержат необычные психологические переживания, которые основаны на её личной практике и проницательных наблюдениях за другими людьми. Исключителен вклад святой Терезы в развитие кармелитской духовности, католической богословской мысли и испанской литературы. «Книга моей жизни» - самое переводимое произведение испанской литературы, за исключением «Дон Кихота». Первая рукопись «Жизни» была, вероятно, сожжена ею самой, когда один из духовников ее, прочтя книгу, нашел, что она «внушена ей диаволом» и что сама она - «бесноватая». А вторая рукопись, по доносу в «Лютеровой ереси», отправлена была в суд св. Инквизиции, где находилась около двенадцати лет. «Книга жизни моей» находится в Инквизиции», - говорит сама Тереза. «В книге этой  я говорю так просто и точно, как только могу, о том, что происходит в душе моей», – скажет св. Тереза. «Я ничего не буду говорить, о чем не знала бы по моему собственному или чужому опыту». Истина была единственной целью ее повествования, а вдохновением ее была искренность.   Тереза никогда не обольщается своими способностями и бывает жестоко самокритичной:«Я всегда страдала тем, что для выражения мыслей мне надо было очень много слов». «Трудно говорить о самом внутреннем, а так как трудность эта соединяется у меня с глубоким невежеством, то я наговорю, конечно, много лишнего прежде, чем скажу то, что надо сказать. Часто, когда я беру перо в руки, у меня нет ни одной мысли в голове, и я сама не знаю, что скажу». «Но Бог делает, чтобы это хорошо было сказано». «Духу Святому себя поручаю: пусть Он сам говорит моими устами».  Да, Тереза любила Бога. Но Бог любил Терезу не меньше.  Исходя из утверждения, что вера без дел мертва, Тереза настаивает на том, что для полноценной духовной жизни необходима работа (недаром она воспринимает себя соработницей Христу). К работе она относит и молитву.  В распорядке дня ее монастырей труд и молитва занимают одинаковое время. 
Работы Терезы Авильской  тонко и непринужденно просвещают путь души христиан, подтверждают, что каждый из нас может иметь Жизнь в молитве, во внутреннем замке своей души, побуждают нас переосмыслить свое духовное состояние, через самосовершенствование познать Господа глубже. «В таком молитвенном состоянии душа осознает, что Бог проводит свою работу без какого-либо давления на разум. Как замечательно видеть Господа таким добрым Садовником души!»  Для Терезы молитва – это работа, а работа – молитва, если она совершается во имя Господа.
"О Властелин мой! как мало пользуемся мы всеми благами, которые ты даровал нам! Твое величие ищет всевозможных путей, средств и изобретений, чтобы дать нам познать свою любовь к нам, а мы так плохо проникаемся этой любовью, что не придаем ей большого значения". В 1970 году Тереза Авильская была возведена в достоинство Учителя Церкви. Она стала первой женщиной, удостоенной этого титула.

Немає коментарів:

Дописати коментар