12 ЯНВАРЯ.
ТОРЖЕСТВО КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЕГО!
Приход Мессии был обещан Ветхим Заветом, евреи ждали Его. Поэтому
многие приняли за Спасителя мира странного человека, жившего в пустыне,
носившего простую одежду из верблюжьей шерсти и питавшегося тем, что найдёт
среди камней. Он призывал евреев покаяться, очиститься от грехов, совершив
ритуальный обряд омовения в реке Иордан. Этого человека звали Иоанн
Креститель.
А сам Иисус ушёл в пустыню – Он должен был уединиться, чтобы
подготовиться к исполнению той Миссии, для которой Он и пришёл на землю… В пустыне
Христос сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лк.4:2).
Дьявол и его подручные борются за душу каждого из нас, но сложно себе
представить – как ожесточённо они боролись за Его душу… «И сказал Ему диавол:
если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в
ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом
Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства
вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми
сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак,
если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от
Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. И
повёл Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын
Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе
сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою
Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И,
окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени» (Лк.4-13).
ТОРЖЕСТВО КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЕГО!
Если Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то
Крещение Господне – то событие, которое окончательно провело границу между
Ветхим и Новым Заветами. Маленькая речка Иордан словно поделила историю планеты
на время до Христа и христианскую эпоху, в которой, хочется надеяться, мы живём
и сейчас…
Но он, конечно, не был Спасителем – он был последним ветхозаветным
пророком, которого Бог послал на землю, чтобы предупредить человечество, что
Спаситель вот-вот придёт, что Он уже рождён и ходит по этой грешной земле.
Естественно, знал об этом и сам Иоанн, которого ещё называют Предтечей, –
потому что он пришёл с проповедью прежде («пред») Христа. Предтеча со
старославянского – «предшественник, предвестник».
Поэтому, когда к нему пришёл Христос и попросил крестить Его в
водах Иордана, Иоанн удивился: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли
приходишь ко мне?» На что Иисус ответил: «Надлежит нам исполнить всякую правду»
(Лк. 3:21). В том смысле, что Бог через пророков Ветхого Завета предусмотрел
именно такой порядок явления людям Своего Сына.
Иоанн крестил Иисуса. И тут же, как дальше рассказывает евангелист
Лука, «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как
голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё
благоволение!» Таким образом Бог ясно и недвусмысленно сообщил людям – а их на
реке Иордан рядом с Иоанном собиралось довольно много – что Спаситель уже
пришёл, более того, Он рядом с ними.
Крещение – это первое событие в публичной деятельности Христа. О
том, как Он жил и что делал до крещения в Иордане, нам почти ничего неизвестно.
(По преданию, Иисус был плотником – но это всего лишь предание, основанное на
том, что Его приёмный отец, святой Иосиф, был плотником). Однако именно
крещение в Иордане стало (не для Христа – Он-то прекрасно знал, что с Ним
произойдёт дальше – а для всех нас) отправной точкой, с которой, по большому
счёту, началась евангельская история, наша Церковь и наша вера.
Ведь после этого, буквально на следующий день, к Христу
присоединились самые первые Его ученики. «На другой день опять стоял Иоанн и
двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом», – рассказывает
евангелист Иоанн. «Оба ученика» – это апостол Андрей, названный Первозванным
именно потому, что первым пошёл за Христом, и Иоанн. Андрей после позовет
своего брата Симона, которого Иисус назвал Петром. По Палестине тут же
разнеслась весть о Христе. «…Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил
народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей
окрестности», – пишет евангелист Лука. И учеников у Христа с каждым днём
становилось всё больше.
А сам Иисус ушёл в пустыню – Он должен был уединиться, чтобы
подготовиться к исполнению той Миссии, для которой Он и пришёл на землю… В пустыне
Христос сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лк.4:2).
Дьявол и его подручные борются за душу каждого из нас, но сложно себе
представить – как ожесточённо они боролись за Его душу… «И сказал Ему диавол:
если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в
ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом
Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства
вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми
сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак,
если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от
Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. И
повёл Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын
Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе
сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою
Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И,
окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени» (Лк.4-13).
Для простоты то, что произошло на реке Иордан, мы называем
крещением. Хотя, конечно, какое же крещение без Христа, Его Распятия и Вознесения
на Небо? Это прекрасно понимал и сам Иоанн Креститель. Он говорил: «Я крещу вас
в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь
Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3,11). То есть крещение от
Иоанна – это крещение покаяния, иначе говоря – крещение предварительное. Ведь
без искреннего покаяния людям закрыт путь в Царствие небесное. Но без Духа
Святого нет и настоящего христианского крещения.
Таинство Крещения в Церкви
почти в точности повторяет то, что произошло два тысячелетия назад на реке
Иордан, во всяком случае – внешне. Человека погружают в купель, он отрекается
от дьявола и «сочетается» Христу. Это «сочетание», то есть, по сути, присяга в
верности Христу и Его учению, и есть главное отличие нашего крещения от того,
что принял Христос.
Источник - http://kreshenie.paskha.ru/

Немає коментарів:
Дописати коментар