Ласкаво просимо до мого блогу

Ласкаво просимо до мого блогу
Я повінчана з Тим, Кому служать ангели і Чия краса затьмарює сонце і місяць. (антифон OCV, 29) посвячення дів

субота, 18 січня 2014 р.




ХОРОШИЕ “ЧАРЫ” ГЕНДАЛЬФА

Хотя он известен мирам гномов, людей и эльфов, немногие на самом деле знают, откуда он пришел, куда направляется и в чем источник его эффектной силы. Кто такой – Гендальф? И могут ли его чары тревожить христиан?

Старец с седой бородой, одетый в серый плащ, опирающийся на деревянный посох, улыбается из под островерхой шляпы. Гендальф – так его зовут – в повестях Дж. Р. Р. Толкиена играет одну из главных ролей. Именно он вдохновляет гномов отбить обратно из лап дракона Одинокую Гору, именно он неформально руководит силами добра во время войны за Кольцо.
Ангелы и демоны
Чтобы ответить на поставленный в самом начале вопрос, нужно внимательно присмотреться к фигуре волшебника и древней истории толкиеновского мира.
Гендальф принадлежал к братству Истари, известных как маги и мудрецы. Они прибыли в Средиземье из-за моря, из Благословенной Земли, чтобы поддерживать эльфов и людей в войне против взбунтовавшегося духа Саурона.  В “Неоконченных сказаниях”, в третьей главе, говорится, что они были посланцами Владык Запада – Валар (духов, сохранивших верность Творцу), бдительно следивших за Средиземьем. Заметив, что сила Саурона растет, они предприняли действия, чтобы этому воспрепятствовать. Не желая оставить эльфов и людей на милость сил зла, они отправили членов своего благородного братства, которые, прияв человеческие тела, восприимчивые к боли, страху и усталости, должны были служить свободным народам Средиземья, объединяя их и восставляя на борьбу с Сауроном.
Сам Толкиен в письме к Роберту Мюррею SJ называет Гендальфа греческим словом Ἄγγελος – то есть Посланник. И как на страницах Писания Бог многократно посылал ангелов, чтобы те советовали, помогали или возвещали Его волю, так и присутствие Гендальфа и прочих магов говорило о том, что Творец не оставил свое творение в одиночестве, непрестанно направляет его и о нем заботится.
Gandalf
Для Толкина Гендальф был посланником Бога.
Истари обладали огромной силой, но не могли использовать ее для подчинения себе людей и управления ими. Говоря иначе – им было запрещено использовать свои способности так, как их употребил Саурон. Прежде всего, посланники должны были служить своей эрудицией и знанием законов, по которым живет мир, а также мудростью использовать это знание. Лишь в исключительных случаях им разрешалось использовать эту силу (так случилось, например, во время битвы Гендальфа с Барлогом – демоном огня в шахтах Мории).
Однако сверхчеловеческие способности Истари – это не магия в ее классическом понимании: то, что для людей сверхъестественно, для Истари – врожденная способность, умения, присущие их природе. Хотя “чародейские” способности и проявляются в слабых телах старцев, они не лишаются от этого своего “ангельского” происхождения. И так, как мы не обвиняем в магии ангела, который чудесным образом выводит из узилища апостола Петра (в книге Деяний Апостолов), так нельзя и обвинять в магии Гендальфа. Магия – это ничто иное как узурпация, попытка обрести силу, которая нам не принадлежит. В то же время толкиеновский Маг лишь осуществляет миссию, к которой он был призван. При этом он не присваивает себе ничьей силы и власти, не отнимает у других то, чего не получил прежде от Творца.
Побеждает смирение
Есть, впрочем, одна существенная деталь, которая отличает Истари от ангелов: на время миссии они принимают телесный облик, и с этим связаны определенные последствия. Их тела смертны, хотя стареют они намного медленнее человеческих. Они чувствуют боль, страх, усталость, беспокойство и… могут совершать разного рода ошибки. Во время миссии они подвергаются множеству испытаний, Саурон хитростью пытается переманить их на свою сторону. Из пяти отправленных в Средиземье Истари одни впали в руки неприятеля, другие сошли с арены истории и забыли о своем послании. Но Гендальф, благодаря огромному смирению, из всех испытаний выходит победителем. Порой он ошибается в оценке ситуации, но на нравственном уровне его решения и поступки остаются безупречными.
Gandalf-The-Grey-The-Lord-Of-The-Rings-HD-Wallpaper
Кульминационный момент, являющий нам смирение Гендальфа – его смерть в шахтах Мории, где он кладет свою жизнь за друзей, чтобы защитить Братство Кольца от Барлога. Об этом Толкиен также пишет в письме Роберту Мюррею SJ: “В его [т.е. Гендальфа] ситуации смерть на Мосту ради спасения друзей является жертвой, пусть и меньшей, чем человека или хоббита (потому что его внутренняя сила была огромна), но в то же время и большей – потому что это смирение и самоотречение согласно “Правилам” (…) Он передавал дела в руки Власти, которая эти Правила установила, и отвергал личную надежду на успех“.
Хотя Гендальф погиб в битве с Барлогом, его жертва была принята, а он сам – укреплен и послан обратно на краткое время финальной войны с Сауроном, чтобы помочь людям объединиться для последней битвы со злом. Эту задачу ему удается выполнить благодаря не собственным силам, но большой мудрости, смирению и силе духа. Последовательно реализуя свое призвание, не ища себе славы. Он не дает людям никакого секретного оружия, не учит их тайным заклинаниям, но поддерживает, пробуждая в сердцах самое важное – любовь, мужество, жажду свободы. Сам же он если и использует врожденную силу, то лишь в ситуациях крайней важности и в согласии с волей тех, кто послал его на это задание. Именно поэтому важно подчеркнуть, что в отношении Истари определение “маги” неверно – оно проистекает не от использования ими волшебства, а потому, что люди Средиземья, будучи телесными существами, не знали, что мудрецы – это сильные духовные существа. И потому некоторые приписывали им магические способности.
gandalf_the_lord_of_rings_aragorn_viggo_mortensen_desktop_3588x1543_hd-wallpaper-492610
Во многих повестях направления фэнтези можно встретить людей, которые балуются магией и пользуются таинственными силами, не присущими им от рождения. Но в Средиземье все совершенно иначе. У каждой расы здесь – ясно определенные задачи, проистекающие из ее природы. Да, современный мир это вряд ли утешит, но роли и задачи героев повестей Толкиена берутся не с потолка, а обусловлены их природой. Люди не играют с магией, потому что знают, что это не их “огород” и такие игры могут закончиться плохо. Толкиен ясно говорит: сила человека – не в магии, а в доброте, мужестве, дружбе и способности пожертвовать собой. А то, что это людям помогают открыть ангельские посланники, лишь показывает, насколько мир Толкиена пропитан верой, которой Оксфордский профессор жил каждый день.
Войцех Тейстер
Статья взята с сайта - ПОСЛАНЕЦ СВЯТОЙ БИРГИТТЫ - http://newsmonk.ru/blog/archives/2265

Немає коментарів:

Дописати коментар